Я и моя самооценка

07 мая 2019 4300


Тема самооценки всегда остается актуальной. Чем бы человек не занимался и  на каком этапе жизни бы он не находился, редко кто может сказать, что с самооценкой у него все хорошо и он никогда не спотыкается об эту тему. Соционика предлагает эффективные методы работы с этим.

Что такое самооценка?

Варианты, которые обычно звучат в зале от посетителей наших мастер-классов: это отношение к себе; оценка себя в социуме; как тебя воспринимают окружающие люди; насколько ты себя любишь, насколько ценишь свои достоинства и придираешься к своим недостаткам. Давайте попробуем определить, откуда истоки этой темы? Что формирует самооценку? Откуда она берется?

Проблемы с самооценкой возникают тогда, когда есть несоответствие между внутренним представлением-картинкой, и реальностью. Это может быть сравнение с идеалом и со своим ощущением себя по отношению к нему. Или мнение о вас со стороны, и ваше мнение, насколько вы с этим мнением совпадаете. И обычно, к сожалению ( с вашей точки зрения) это сравнение не в вашу пользу

Самооценка формируется внешним окружением, и близким, и дальним. Социальная реализация не всегда влияет на самооценку – ведь есть люди, которые не реализованы в социуме, но внутренне чувствуют себя хорошо и с самооценкой у них все хорошо. Вопрос не в том, чего человек добился, а в том, как он внутри себя ощущает при этом. Если человек не достиг впечатляющих высот в самореализации, но внутри ему прекрасно, то у него не будет проблем с самооценкой. И это не совсем про ощущение счастлив я или не счастлив, это скорее про то, насколько мое ощущение себя – адекватное и нормальное.

Само-оценка – понимание, как я сам себя оцениваю внутри, формируется обычно, при сравнении себя с чем-то внешним, с чьим-то мнением. Вы не встретите у маленького ребенка заниженной самооценки. У совсем маленького, когда он еще ходит в детский садик

В него пока не проникло – соответствует ли он требованиям окружающих, не соответствует, хорошо он учится, не хорошо он учится. У него еще нет ориентира на внешнее. Но он уже начинает формироваться. Например, няня приходит и говорит: вот смотри какой он (другой мальчик), а ты?! Или: какой ты послушный, какой ты молодец, кашу всю съел. Она оценивает. Извне мы часто сталкиваемся с тем, что нас, так или иначе, пытаются с чем-то или с кем-то сравнивать. В школе есть определенный критерий: успешный - неуспешный ребенок. Даже если родители спокойно относятся к оценкам, то при окончании школы все равно все сталкиваются с экзаменами, поступлением – все равно нужно чему-то соответствовать. Институт, первые работы. Мужско-женская территория – особенно в подростковый период – начинаем сравнивать себя с другими, почему нас выбирают или не выбирают.

Почему отношение извне влияет на наше представление о себе?

К примеру, у женщины все хорошо в мужско-женских отношениях, но в сфере социальной реализации, в своей работе, она оценивает себя, как плохого специалиста. Что происходит при этом? Она теряет уверенность, тормозит себя, не двигается в этой сфере! У нее формируются комплексы. Внешне они выражаются как зажатость, подозрительность. Женщина «надумывает» на пустом месте: он не так посмотрел, значит, плохо обо мне думает!

Если человек оценивает себя ниже той планки, которой ему хотелось бы соответствовать, он начинает терять. Внешне у этого могут быть и плюсы – человек подстегивает себя развиваться в этой сфере, стремиться к этому. Но давайте посмотрим на это глубже. Человек ставит себе планку, доходит до нее, внутреннего ощущения «да, я молодец». Но при этом он не находит самоудовлетворения и идет дальше, ставит себе новую планку. Хорошо еще, если он идет в одной и той же сфере, тогда это может вылиться в карьеру. Но это, по сути, это – неудовлетворяемый невроз.

В обществе у нас принято указывать человеку на то, что у него не получается, на то, чего у него нет. Из самых благих побуждений: считается, что тогда он начнет стремиться и исправляться, и, в результате, чего-нибудь достигнет. Но приводит это в итоге к постоянной невротической гонке. Потому что когда самооценка начинает рушиться –человек, наоборот, начитает «надумывать», не может свободно двигаться, тормозит свой рост и развитие.

Получается, что инструмент помощи роста человека  вообще не приводит его к развитию. Это общественный шаблон. Это не плохо и не хорошо. Так просто есть, так сложилось.

Нам с детства указывают на то, что у нас не получается, провоцируя наше стремление добиваться чего-либо, осваивать новое, развивались. А, с другой стороны, нам редко когда указывают на то, что у нас хорошо получается. Получается, то, что нам удалось с большими трудами и вложениями – ценно, а то, что дается легко – это не ценно. Хорошо поешь? Вот и пой в свободное от работы время. А вот математика-то у тебя хромает! Займись срочно!

У любого человека есть то, что у него получается отлично, и что получается плохо. Но когда точка внимания постоянно находится в минусе (а ситуации и процессы, в которых он хорош, игнорируются), чувствовать себя «качественным» очень сложно. И с самооценкой, в той или иной сфере, начинаются проблемы. «Успешная» область есть абсолютно у всех!

Почему мы предлагаем Соционику как инструмент, позволяющий работать с самооценкой успешно и легко? Множество тренингов посвящено работе с самооценкой. Там принято хвалить себя, убеждать себя, пользоваться аффирмациями: «Я сильный, я все смогу!» Но если нет внутреннего ощущения, которое эту мантру подкрепляет – ведь это же не сработает. Человек «раздувается», он верит, он себя накачивает. Например, собирается он на собеседование. «Я приду, я все смогу, я всем докажу!» Приходит. Любой неожиданный вопрос – и человек сдувается. Т.е. до первой неудачи. Потому что внутренним ощущением не подкреплено, нет этому веры, а это самое важное. Поэтому и нужен такой инструмент, который ежедневно, в любых ситуациях, будет показывать на ту территорию, на которой вы успешны, где у вас правда получается делать хорошо, и, может, даже лучше, чем у других.

Каждому из нас хочется понимания того, что со мной все в порядке: да, у меня есть вещи, которые не получаются, я не могу и не умею, ведь я живой и это нормально. Хочется принятия себя, со всеми своими плюсами и минусами. Именно Соционика дает инструмент для понимания: со мной все в порядке, не важно, насколько критично я к себе отношусь, не важно, что говорят окружающие

Соционика – это один из инструментов, которые позволяют растить самооценку изнутри. Когда невозможно не видеть, что с тобой все в порядке.

Как это получается?

Соционика – это часть социальной психологии, которая делит людей на 16 типов. Исходя из того, к какому типу мы относимся, у нас есть сильные стороны и есть слабые стороны. У всех есть экспертная территория, где он может достичь очень ощутимых , крутых результатов. Каждый человек самодостаточен и обладает каким-либо врожденным инструментарием для максимально эффективного достижения чего-то.
Это не означает, что их не надо развивать. Даже гениальный скрипач, когда впервые берет в руки скрипку, не знает, что с ней делать. Дело в том, что, по сравнению с остальными, он может достичь таких успехов, которых другие не достигнут в этом деле, и при этом ему будет очень нравиться этим заниматься.
Соционика помогает определить для себя эту территорию. Нет такого, что всех представителей одного и того же типа отправляют учиться на какую-то специальность. Нет. Но она говорит, что делать, как делать – в зависимости от того, какой у вас врожденный инструментарий, врожденные сильные стороны. И помогает определить, какая территория будет интересна именно для вас, и наблюдать, как каждый день, на этой территории вы делаете успехи, вы там не ошибаетесь, а если ошибаетесь, то, как на территории, где у вас прочный фундамент, вы переживаете свои неудачи легко и просто. Потому что вы понимаете – ладно, сейчас не получилось, в следующий раз получится. И тогда внимание перемещается в плюсы, и это становится важным.

Наши выпускники и слушатели признаются, что раньше, когда им извне говорили, что они в чем-то превосходны, у них часто не получается в это верить. А вот когда Соционика описала их сильную функцию, он стали невольно наблюдать за ее проявлением в контексте своей жизни. Раньше у них не было привычки смотреть на себя с этой точки зрения. У них всегда что-то легко получалось и всегда казалось, что это же умение встроено и у других людей. Они не ценили свою силу, не фокусировали на этом точку внимания, а чаще всего даже не знали, что это – их сильная сторона.

Иногда на типировании человек даже не верит, что это – про него. Но потом идет проверять, наблюдать и соглашается,  именно на территории своего социотипа он – молодец, он виртуоз. В то время как другим это же самое дается трудно. Здесь нет самоуговаривания, скорее удивление: «такие элементарные вещи, а у других почему-то не выходит!» И он, наконец-то, и правда понимает, что с ним все в порядке, вот она, его экспертная территория.

Этики и логики: сильные и слабые стороны

Если человек начинает развиваться на территории своих сильных функций, у него получается отточить свой инструментарий до совершенства. К примеру, есть люди-этики, чья сильная функция в хорошем чувствовании других людей. Он видит человека первый раз в жизни, но ему уже понятна его мотивация, его состояние, ему понятно, как именно сформулировать предложение, выстроить диалог так, чтобы человек услышали не обиделся. (он чувствует: вот тут у собеседника больная тема, не знаю что там было, но сюда лучше не заходить). И при этом этот же человек может сидеть за математикой и не понимать – что такое, вроде не глупый, почему это у соседа 5 минут занимает какие-то вычисления, а у меня 25?

А люди логического склада мышления очень хорошо оперируют фактами, они хорошие организаторы, если им поставить цель, они сразу понимают, как к ней двигаться. У них сильна аналитика. И при этом такой человек ходит и не понимает: «Да что такого я сказал-то, с чего она обиделась так резко?». А потом он думает: «Я не могу считать её реакцию, надо пойти изучить психологию, чтобы чувствовать себя на территории чувств эффективнее». Но это его слабая функция. И даже опыт появляется, а уверенности все равно нет. Но он набрал техник, и, возможно, будет успешно вести переговоры, в определенный обстоятельствах, но потом, сидя с подругой, опять не отследит, почему та взяла и обиделась. У него появляются шаблоны для конкретных ситуаций. Но когда они заканчиваются, в какой-то непредвиденной ситуации, он опять чувствует себя неуверенно. Потому что он работает не своим инструментом. Он пытается быть не тем, кем он является.
Логик боится оплошать в отношениях, пытается формулировать осторожно, чтобы не обидеть другого, текст себе придумает и запомнит, сто раз повторит.  Представляете сколько усилий он на это тратит? Вероятность, что тут у него не будет «обломов», низка. И его самооценка пойдет вниз. А теперь представьте, что он знает, что его сильный инструмент – это факты, понимает это, и говорит как есть. Тогда он в этом органичен, и на него не обижаются.

Можно признать, что да, я логик, я не понял(а), я могл(а) не заметить какое-то состояние у человека и случайно попал(а) ему в больное место . И подойти к другому и просто сказать: «Прости пожалуйста, я правда не понял(а), что произошло, ничего не хотел(а) плохого, если вдруг я тебя чем-то задел(а), то извини». Когда говоришь как есть, когда в этом органичен, это не воспринимается в штыки.

Или если этик никак не может разобраться в сложном договоре, и подходит за помощью, говорит: «Помоги мне, пожалуйста, разобраться с вот этим», – никто не подумает о нем, что он дурак, это воспринимается нормально.

Если человек это принимает в себе, видит и  осознает свою силу и свою слабость – у него не возникнет внутреннего напряжения из-за того, что он в чем-то на этой (слабой для себя территории) не разбирается. И дело скорее не в территории, а в инструментах

Преподаватель-этик будет работать одними инструментами, преподаватель-логик – другими. Но есть и специфические территории. Например, преподаватель высшей математики в университете – это скорее логик, потому что у него должен быть сильный аппарат логический, чтобы удерживать такое количество специфической информации. А в младших классах школы – скорее этик, там скорее про контакт и выстраивание отношений в детском коллективе. Этик быстрее увидит ситуацию, когда ребенок хочет что-то спросить и не решается. Но и логик может быть преподавателем в младших классах. Да, он не увидит сам и не догадается о каких-то мелочах, но, зная про себя этот аспект, он просто спросит об этом: «Поднимите руку, у кого есть вопросы; поднимите руку, у кого не получается».
Психолог-этик будет идти своим чувствованием человека – он точно будет знать, что тот имел виду вот тогда, и где он не договаривает, и т.д. А логик-психолог – через сбор информации и фактов, вопросы и тесты.

Зачем типирование взрослым людям?

Сегодня Соционика становится все более популярной наукой, и появляется много непрофессионалов, которые пытаются поверхностно судить о том, что может или не может человек определенного психотипа. Но это не верный подход! 1/16 человечества не ходит в одну ногу. Не стоит превращать типологию в способ создать ограничивающую картинку в голове о людях: этик не может работать с документами. Может, конечно. Просто это не его профильный инструмент.
Типироваться, узнавать свой соционический психотип, приходят взрослые люди, которые уже определились, что им нравится, чем они хотят в жизни заниматься. Мы просто ориентируем их, на какие свои умения им стоит обратить внимание, чтобы двигаться и расти исходя из своих сильных природных способностей. И тогда жить становиться, намного легче, а самооценка сама собой становится адекватной.


АВТОР СТАТЬИ
  • Анна Господарская
Автор

Анна Господарская

«Таролог-консультант, психолог, преподаватель, соционик»

АВТОР СТАТЬИ
  • Ульяна Ландэ
Автор

Ульяна Ландэ

«Таролог-консультант, преподаватель, эзотерик, соционик»

НАШИ ПРОЕКТЫ

Справочник карт Таро

Неософия

Лучи Миссии

Популярные курсы

Базовый курс Таро (сентябрь 2024, блок 2) очно

Начало блока: 29 октября 2024 года. По вторникам с 19:30 до 22:30

Кармические расклады (ноябрь 2024, блок 1) дистанционно

Начало курса: 12 ноября 2024 года. По вторникам с 11:00 до 14:00

Базовый курс Таро (ноябрь 2024, блок 1) дистанционно

Начало курса: 13 ноября 2024 года. По средам с 11:00 до 14:00

Базовый курс Таро (октябрь 2024, блок 2) дистанционно

Начало блока: 24 ноября 2024 года. По воскресеньям с 17:00 до 20:00

Марафон Состояний «Небесная Розетка» (дистанционно)

Начало курса: 24 ноября 2024 года с 20:00, далее в свободном режиме выполняются упражнения

Базовый курс Таро (ноябрь 2024, блок 1) дистанционно

Начало курса: 28 ноября 2024 года. По четвергам с 19:30 до 22:30