Папюс. Биография

28 апреля 2020 717 поделиться


Жерар Анаклет Винсент Энкоcс известный под псевдонимом Папюс, родился в 7 утра 13 июля 1865 года в испанском городе Ла-Корунья. Его отцом был французский химик Луи Энкос, а матерью испанская цыганка миссис Ирен Перес.

В возрасте 4 лет семья Жерара переехала в Париж и поселилась в районе Монмартра, где наш герой сначала обучался в колледже Ролин, а затем с 17 лет на медицинском факультете Парижского университета. С юных лет Жерар посвятил все свое свободное время эзотерике. Он вечерами на пролет пропадал в Национальной библиотеке Парижа и Библиотеке Арсенал, изучая книги по алхимии, каббале, труды Элифаса Леви. В итоге, в 1882 году, еще на первом курсе университета, Жерар Энкоcс вступил в «Общество неизвестных философов», движение, основанное в 18 веке Луи Клодом де Сен-Мартеном. При инициации он выбрал своим именем «Папюс», в книге «Нуктемерион» Аполония Тирского так назывался первый покровитель первого часа. В переводе имя Папюс означает – врач.

Тогда же Папюс познакомился с Августином Шабосо, студентом медиком этого же университета. Они сохранили свою дружбу и совместные интересы в эзотерике до самого конца жизни.

Еще обучаясь в университете Папюс резко выступал против сциентизма.

Сциентизм (французское слово, образованное от латинского scientia «наука, знание») – неодобрительное название идейной позиции, представляющее научное знание как наивысшую культурную ценность и основополагающий фактор взаимодействия человека с миром. Сциентизм — это обожествление науки, возведение ее в ранг догмы. Нередко сциентистами называют тех, кто считает образцовыми науками только математику и физику, и требуют другие дисциплины приводить к их подобию. Ярким примером этого является высказывание знаменитого физика Резерфорда «Все науки делятся на физику и коллекционирование марок»

Папюс работал внештатным врачом в парижских больницах, много путешествовал, изучая как способы применения официальной медицины, так и практики народных целителей, гомеопатию и разные, неизвестные официальной науке, процедуры. Столь разносторонний подход к своей профессии не помешал ему в июле 1894 года защитить диссертацию на тему «Физиологическая анатомия и ее подразделения» и получить в возрасте 29 лет звание доктора медицинских наук с отличием. Его более поздняя работа «Компендиум синтетической физиологии» тоже была высоко оценена медицинским сообществом.

Как врач Папюс практиковал аллопатию, гомеопатию и гипноз, используя лекарства, которые многие врачи читали необычными. Во многих случаях для постановки диагноза он сначала наблюдал за астральным телом пациента и исцелял его, используя жизненные силы природы, источник равновесия. Он классифицировал болезни как болезни тела, астрала (души) или духа. Болезни тела (такие как лихорадка, травма и т. Д.) могут, согласно Папюсу, лечиться лекарством противоположностей; астральные заболевания (такие как туберкулез или рак) можно лечить гомеопатией и магнетизмом; а болезни духа (такие как эпилепсия, истерия или безумие) можно лечить с помощью молитвы и магии, при условии, что зло не является кармическим (духовный долг, который должен платить больной). Папюс практиковал и оккультную медицину, исцеляя на расстоянии, путем воздействия на мочу, кровь или волосы пациента. Иногда он ставил необычные диагнозы, в соответствии со своим даром ясновидения и яснослышания.

В своей работе «На пороге тайн» Станислас де Гуайта писал о Папюсе: «высокообразованный молодой врач и лектор, у него двойная личность и он завоевал знаменитость под двумя разными именами. Его работы по анатомии и физиологии подписаны как Жерар Энкосс. У его трактатов по магии другое имя - Папюс»

В 1887 году, в возрасте 22 лет Папюс написал свою первую работу «Современный оккультизм», через год «Элементарный трактат по оккультной науке». В 1888 году, 23 летний Папюс начинает выпускать ежемесячный журнал «Инициация», посвященный эзотерике. Полная коллекция этого журнала, очень редкая в наше время, представляет собой бесценную энциклопедию, которая охватывает все темы западного эзотеризма. С 1890 по 1898 год Папюс издает журнал «Вуаль Изиды», в котором печатались все ведущие эзотерики франции того времени. Журнал неоднократно менял свой формат, выходил то еженедельно, то ежемесячно и за время его существования был опубликован 331 выпуск.


Папюс был участником многих эзотерических объединений и орденов, в организации некоторых он принимал самое активное участие.

В октябре 1887 года Папюс становится членом ложи Изиды, французского отделения Теософского общества. В мае 1890 года он официально выходит из этого объединения, написав письмо на имя президента этой ложи. В письме Папюс указывает свое несогласие с теософским обществом тем, что считает махатмы Блаватской не единственными хранилищами священной науки.

Тогда-же в 1888 году Папюс присоединяется к основанному в этом году его друзьями Жозе Пеладаном и Станисласом де Гуайта «Кабалистическому ордену розы и креста» (Ordre kabbalistique de la Rose-Croix).

В 1892году Папюс становится епископом Гностической церкви Франции, основанной за пару лет до этого Жюлем Дуанелем, в попытке возродить гностический обряд.

В 1895 Папюс присоединяется к французскому филиалу «Герметического ордена Золотой Зари». Из-за противоречий между руководителями Уэсткотом и Мазерсом, орден распался в 1900 году. Участники ордена далее пошли каждый своим путем: Артур Уайт реорганизовал Орден Золотой Зари в 1903 году, Алистер Кроули создал свой с Телемой и сексуальной магией.

В 1901 году Папюс получает титул Гроссмейстера в масонском ритуале Рите Сведенборг, в 1908 году присоединяется к «Ордену восточного храма» (второй перевод названия – Орден восточных тамплиеров), недавно появившейся эзотерической традиции, стремящейся найти в египетских текстах и ритуалах корни масонского обряда.

Папюс неоднократно вступал в конфликт участниками «обычных» масонских лож, видя в них то же застревание в догмах и отсутствие стремления к познанию эзотерической составляющей этого мира. Он даже организовал в июне 1908 года международную масонскую конференцию, для представителей «крайнего» масонского послушания.

Но это все история исследования Папюсом разных эзотерических объединений и направлений. Его имя неразрывно связано с организованным им орденом, известным как Мартинизм.

Мартинизм – Эзотерическое направление, которое описывает падение души человека в материальный мир, лишение связи с божественным источником и процесс возвращения, называемые реинтеграция или озарение. Как мистическая традиция она была обозначена в 1740 году Мартинесом де Паскуали, массоном высших степеней посвящения, и его учениками Луи Клодом де Сен-Мартеном и Жаном-Батистом Вильермозом.. К концу XIX века соответственно сложилось три формы этого движения.

Теургический путь Элус Коэны (избранные священники, в переводе с иврита) – первый по времени и явно теоретический способ достижения реинтеграции. Это прямое следование идеям Паскуали. Иногда называется Мартинесизмом, чтобы отличать от направления Сен-Мартена.

Масонский темпларизм Вильермоза, который создал Исправленный шотландский обряд. Это модификация масонского служения, обособленная от классического масонства, как как минимум тем, что принимает в свои ряды и женщин.

И сам Мартинизм, Луи Клода де Сен-Мартена. В этом направлении основной акцент делается на медитации и внутренней духовной алхимии. Сен-Мартен, писавший свои книги под именем Неизвестный Философ, говорил, что без движения сердца, внутренней алхимии, как пути трансформации души человека, все ритуалы становятся пустыми и не дают результата. Этот путь до конца XIX века не был организован в какую-то единую структуру, это больше выглядело как студенческие философские кружки, достаточно широко распространенные во Франции, Германии, Дании и России.

Одна из основ Мартинизма заключалась в том, что учитель передает знание как семя, посаженное в душу ученика, и там оно уже само должно прорасти, путем собственного духовного развития ученика. Папюс вступил в мартинистское «Общество неизвестных философов» на первом курсе Университета. Через два года, в 1884 году, он, вместе с Августином Шабосо создают Орден Мартинистов. Оба смогли показать прямую преемственность передачи посвящения от Сен-Мартена. Правда в цепочке передачи Папюса было одно недостающее звено, поэтому он и Шабосо «поменялись местами посвящения», чтобы объединить родословные. Верховный Совет ордена состоял из 12 человек, Папюс был избран руководителем.

Орден Мартинистов стал стремительно приобретать популярность. Ведь это похоже на всем известное тайное общество масонов, только без слепого подчинения, которое у масонов быстро превращается в коррупцию и подковерные игры. И при этом мартинисты своей целью ставят познание, собственное развитие и духовную эволюцию. С декабря 1889г организуется Независимая группа эзотерических исследований (GIDEE), являющаяся внешним кругом ордена Мартинистов, известная также как свободный факультет.

С марта 1897 орден Мартинистов разворачивает широкую преподавательскую деятельность, слушатели изучают каббалу, таро, историю герметической философии, алхимию. Курсы многочисленны, около 10 в месяц.

Отделения ордена открываются во многих странах. В 1894 первый делегат ордена приезжает в Россию. На следующий год в орден принят граф Муравьев-Амурский, военный атташе России во Франции, который впоследствии в 1899 г организовывает первую в России мартинистскую ложу «Аполлония».

Смотря на жизнь доктора Папюса невозможно не обратить внимания на то, что он постоянно окружен людьми. Друзья, соратники, ученики, клиенты, жена, сын. Но был среди них один, кто оказал огромное влияние и кого Папюс уже в зрелом возрасте стал называть своим учителем. Звали его Низье Анхельм Филипп, или мэтр Филипп де Лион.

Чем интереснее человек, тем большим количеством мифов он окружен, тем более , если этот человек еще при жизни считался чудотворцем и был, по определению Папюса, «Современным Калиостро». Версии знакомства Филиппа и Папюса одна другой краше. «Однажды, мэтр Филип шел по улице и почувствовал, что в соседнем доме может произойти что-то непоправимое. Он вошел в дом и увидел Папюса с его соратниками, готовящих магический ритуал. И если бы Папюс в это время вошел бы в магический круг, а он уже практически занес ногу, пересекая черту, он бы неизбежно умер. Так Филипп спас жизнь Папюсу». Или «Впервые Папюс познакомился с метром Филиппом во сне. Проснувшись, Папюс возбужденно сказал своей жене - скоро в наш дом войдет тот, кто станет моим самым близким другом и учителем. Так и произошло». Реальность же несколько прозаичнее. Жена Папюса, Матильда Энкосс, была давней поклонницей метра Филиппа и именно она познакомила с ним своего мужа.

Мэтр Филипп был старше Папюса на 16 лет. И хоть сошлись они в одной точке, где пересекается медицины и оккультизм, хотя каждый пришел к ней своей дорогой. Дар лечения у Филиппа открылся очень рано, первого своего больного он исцелил, когда ему было 13 лет. С медицинским образованием у него не складывалось, он не закончил обучение. Возможно у его семьи, небогатых фермеров, просто не хватило денег. Он ведет частную практику в Лионе, спасает неизлечимых больных, облегчает страдания раненых, которых направляли в Лионский госпиталь во время франко-прусской войны 1770г. Четырежды был осужден за ведение медицинской практики без лицензии. Правда к каким-то серьезным последствиям эти обвинения не могли привести, Филипп редко прикасался к своим пациентам. После женитьбы в 1777 г. на своей бывшей пациентке Джин Джули Ландар, дочери богатого умершего промышленника судебные преследования прекратились и с 1883 года Филипп открывает кабинет магнетизма в своем доме в Лионе. Филипп лечил бесплатно, не делая разницы между богатыми и бедными. Призывал людей для исцеления прикладывать усилия делать добро, отвечать добром на зло. Исцеления происходили силой молитв и прямых гипнотических приказов. Иногда он использовал «Психические жидкости и астральные силы». Он называл свою силу «4-й магнитный полюс» и описывал её следующим образом: «Это не поток, а свет, он представляет собой объединение. Любите друг друга». Когда журналисты попросили его описать себя, он ответил «Я есть абсолютное ничто».


textpic_2_600x400.jpg


Об уровни близости между Папюсом и Филиппом можно судить в том числе по тому, что своего сына Папюс назвал Филиппом и метр был его крестным. Вилипп входит в состав верховного совета Ордена

В 1900 году Папюса и Филиппа по поручению Николая II посещают российские великие княгини Анастасия и Милица Черногорские. Царская чета заинтересована в рождении наследника, а пока есть только дочери и они ищут разные способы получить желаемое. В 1901 году во время официального визита Николая II во Францию, в Компьене происходит встреча императора с Папюсом и мэтром Филлипом, после которой обоих приглашают посетить Россию. И в самом конце 1901 года оба приезжают в Царское Село. Филипп остается в России до 1903 года, производит весьма благоприятное впечатление на царскую чету. Ему присваивают звание доктора в Императорской Академии военной медицины в Санкт-Петербурге и звание генерала. Русская знать и духовенство были весьма недовольны наличием иностранца рядом с царской четой, их раздражает его влияние. Летом 1903 года Охранное Отделение формирует отчет о вредоносном влиянии Филиппа и царь вынужденно его увольняет. Практически сразу после этого, неутомимая и весьма эзотерически настроенная Милица знакомит царскую чету с Распутиным.

Первый визит Папюса в Россию в 1901 году был не столь продолжительным. Он успел инициировать Николая II в мартинизм, организовал несколько Мартинистских лож в Петербурге. Папюс был в России еще дважды, в 1905 и 1906 годах. Царя интересовало, что делать с революционерами, а Папюса больше ужасала чрезмерная мистичность царской семьи, о чем он неоднократно, в том числе в письмах, их предупреждал.

С 1910 года в Петербурге начинает издаваться оккультный журнал Изида, в котором печатают переводы книг Папюса и других мартинистов. В 1911-1912 году Григорий Оттонович Мёбес (Г.О.М.), руководитель одной из российских мартинистских лож прочел свой знаменитый лекционный «Курс энциклопедии оккультизма», который практически во всем следовал теории Папюса. Членами мартинистский ложи, под руководством Мёбеса были и Владимир Шмаков и Валентин Томберг, известные русские эзотерики, авторы книг по Таро.

В 1914 году начинается Первая мировая война. Папюс уходит добровольцем на фронт, где работает врачом полевого госпиталя, пока его не комиссовали по причине заражения туберкулезом, от которого он и умер 25 октября 1916 года.

Поль Седир, рядом с могилой Папюса, по случаю его погребения сказал: «Давайте подражать этому Инициатору, который хотел быть для нас только другом и который был достаточно силен, чтобы скрывать от нас свои страдания и разочарования с постоянной улыбкой. Давайте вытрем наши слезы, они будут держать его в тени. Давайте порадуемся, как он это сделал три дня назад, когда он наконец встретил лицом к лицу Всемогущего Терапевта, истинного Пастыря душ, Вечного Друга, Возлюбленного который всегда вечен, Любимого Возлюбленного, которому он был верным слугой. Давайте вместе скажем Жерару Энкоссу, дайте ему за нашу добрую волю, которую мы впредь будем непоколебимо проявлять, единственную награду, достойную таких долгих горестей, которые он пережил за наС»


textpic_2.jpg


АВТОР СТАТЬИ
  • Андрей «Карна» Котельников
Автор

Андрей «Карна» Котельников

«Таролог-консультант, преподаватель, тренер, эзотерик »

НАШИ ПРОЕКТЫ

Неософия

Магия успеха online

Секреты Шахерезады online

ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ

Популярные курсы

Хиромантия (блок 1)

Начало курса: 16 июня. По вторникам с 19:30 до 22:30

Базовый курс Таро (май 2020, блок 2) очно

Начало блока: 21 июня. По воскресеньям с 17:00 до 20:00

Базовый курс Таро (май 2020, блок 2) дистанционно

Начало блока: 21 июня. По воскресеньям с 17:00 до 20:00

Базовый курс Таро (июль 2020, блок 1)

Начало курса: 21 июля. По вторникам с 19:30 до 22:30